Содержание, форма реализации, виды детской деятельности – всё это является основой для планирования образовательной деятельности. Давайте уточним понятия: План – заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Планирование – оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей; деятельность (совокупность процессов), связанных с постановкой целей (задач) и действий в будущем. План работы воспитателя может быть перспективным (составляется на длительный период – год, квартал, месяц) и календарным (на каждый день, неделю). Перспективный план позволяет педагогу обеспечить целостность образовательного процесса в соответствии с направлениями обучения и воспитания детей (образовательными областями), спроектировать развитие собственной профессиональной компетентности и составляется воспитателем на 1-3 месяца.

Календарный план предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм работы на каждый день. Без этого документа воспитатель не имеет права приступить к работе. Календарный план – это обязательный документ, который подтверждает ежедневную деятельность педагога, то содержание, которое он реализует. Эксперты считают, что календарный план не работает без ближайшей перспективы – он должен быть «виден» как минимум на неделю.

В ФОП ДО очень четко прописаны задачи, содержание образовательной деятельности и воспитательные задачи. Будет правильно многажды решать одни и те же задачи, особенно воспитательные.

Давайте обсудим, на что надо обратить внимание при планировании образовательной деятельности:

1. Важно учесть в плане содержание всех пяти образовательных областей, т.к. цель дошкольного образования – обеспечить разностороннее развитие ребенка. Важно проследить сбалансированность, разносторонность работы, чтобы не было перекоса в сторону какой-либо одной образовательной области. Для каждой образовательной области в ФОП ДО определены задачи образовательной деятельности, именно эти задачи необходимо реализовать в различных формах в соответствии с видами детской деятельности.

 2. Второе, что надо учесть – это воспитательные направления, в плане обязательно отражать воспитательную составляющую.

 3. Занятия в плане должны быть представлены блоком триединых задач (а не просто указать тему). При необходимости указывать и коррекционные задачи (для ребенка с ОВЗ).

4. Каждый день в плане должны быть так называемые сквозные механизмы (п.2.7. ФГОС ДО) и глобальные направления развития детей: игра, общение, познавательноисследовательская деятельность, духовно-нравственное направление воспитания (базовое воспитательное направление).

5. Другие виды деятельности также должны быть в плане работы – двигательная, трудовая, конструктивная, изобразительная, музыкальная деятельности, восприятие художественной литературы и фольклора и др. Необходимо соблюдать баланс видов детской деятельности, контролировать, все ли виды детской деятельности присутствуют, все ли они соответствуют возрасту детей.

6. При этом планирование осуществляется не посредством указания видов деятельности, а посредством указания конкретных форм организации детских видов деятельности (утренний отрезок, психолого-педагогические условия).

7. Не стоит бояться того, что задачи будут повторятся. Чтобы реализовать ФОП ДО, нам нужно будет много раз, в разных формах решать одни и те же задачи. Поэтому задачи могут быть одни и те же, а меняться будут формы работы (например, формировать интерес к малой родине можно, используя такие формы, как беседа, экскурсия, ЧХЛ и т.д.).

 8. Обязательно при планировании образовательной деятельности необходимо учитывать и реализовывать события Календарного плана воспитательной работы. 9. Взаимодействие с семьей – обязательный элемент перспективного и календарного планирования.

 

 


КАРТИНЫ К НЕДЕЛЕ "БАЙАНАЙ"(материалы с интернет страниц)